М с является основоположником русского духовного концерта

Основателем русского духовного концерта является _. 9. Разместите нужные подписи под изображениями. Картина идол икона. 10. В какую оперу П. И. Чайковский включил танец скоморохов? 11. Соотнесите жанры с услышанными на уроке произведениями.

Глинка как основоположник русской светской музыки. В.Медушевский

Скоморохи — это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок. Унисон — это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах. Многоголосие — это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов. Обязательная литература: 1. Сергеева Г. Сергеева, Е. Дополнительная литература: 1.

Первое издание. Публикуется в авторской редакции 2014 года. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. Прохоров — 3-е изд. Теоретический материал для самостоятельного изучения Древние славяне до Крещения Руси были язычниками. Они думали, что природные явления: дождь, грозу, засуху, жару и холод, вызывают на земле боги.

В честь этих богов они совершали обряды: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол — это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству. До сих пор популярностью пользуется языческий праздник — день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию.

В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее — дальше, своим детям.

Кастальский 1856—1926 , Вик. Калинников 1870—1927 , А. Никольский 1874—1943 , С. Рахманинов 1873—1943 … Обратим внимание на даты их жизни.

Павел Григорьевич был, по сути, последним из «синодалов», составивших славу школы до революции 1917 года, крупнейшим композитором, окончившим свой путь на родине. Некоторое время традиции продолжали жить в сочинениях Н. Голованова 1891—1953 , написанных «в стол», в зарубежных опусах А. Гречанинова 1864—1956. Заканчивалась великая эпоха, подарившая русской культуре шедевры хоровой музыки. А начиналась она в 1889 году, когда директором московского Синодального училища церковного пения был назначен С.

Смоленский 1848—1909. Благодаря ему сложилось Новое направление в русской духовной музыке — многогранное культурно-художественное явление, целостно охватывающее музыкальную композицию, научные труды по истории и теории древнего и современного церковного пения, тесно и непосредственно связанное с русской хоровой исполнительской школой. Смоленский уже на первой лекции 5 октября говорил о своей горячей вере в жизненность идей, выработанных им «в занятиях по памятникам нашего древне-церковного пения», о значении этого вновь открытого родника знаний для «направления своей русской музыки, для создания своего контрапункта» [2]. Неизвестно, слышал ли эту лекцию одиннадцатилетний воспитанник Синодального училища, третьеклассник Паша Чесноков, но Степан Васильевич всегда был для него непререкаемым авторитетом, он доверял его мнению и в жизни, и в творчестве [3]. Уже через шесть лет, к окончанию училища, Чесноков был автором нескольких духовных песнопений, а 18 февраля 1896 года в домашнем концерте Синодального хора под управлением В. Орлова прозвучал его Антифон 4-го гласа [4].

Два сочинения Чеснокова — «Херувимская» и «Достойно есть» — были включены в программу концерта 18 декабря 1897 года, ставшего одной из отправных точек новой школы, о чем сам Смоленский с гордостью писал: «Концерт духовный 18 декабря вызвал в печати единодушное одобрение как указывающий на серьезное и живое направление нашей деятельности» [5]. Первые издания духовной музыки Чеснокова вышли в свет позже, в 1904 году, но с того времени они становятся неотъемлемой частью как церковного обихода, так и концертных программ по всей России. С 1895 по 1904 год Павел Григорьевич был помощником регента Синодального хора, но славу выдающегося дирижера — «и виртуоза замечательного, и тончайшего художника» — принесло ему управление хором любителей пения при церкви Святой Троицы на Грязех у Покровских ворот 1902—1914. Хор был «скромный по размерам и по качеству голосового материала его участников», но исполнение его называли «превосходным», оно отличалось «первоклассными достоинствами»; современник считал, что «трудно и вообразить больше власти управления и мудрой меры в сопоставлении звучности не только отдельных групп, но и единичных голосов хора» [6]. До революции авторитет Чеснокова как замечательного регента утверждался еще деятельностью его в 1911—1916 годах на летних курсах при Регентском училище, основанном Смоленским. Павел Григорьевич неоднократно выезжал из Москвы по приглашению с мест для дирижирования духовными концертами Харьков, 1911; Нижний Новгород, 1914; Кинешма, 1925.

В советские годы Чесноков пять лет 1922—1927 возглавлял Государственную академическую хоровую капеллу, единственный в Москве большой профессиональный хоровой коллектив, и всегда хор пел, «как один человек, как настоящий коллектив-художник» [8]. Он руководил также хором Московского Пролеткульта 1928—1932 , вокально-хоровым ансамблем 1933—1938. Наследие Чеснокова в области духовной музыки огромно: оно включает в себя 38 опусов и 17 произведений без опуса, в целом более трехсот песнопений. До революции все произведения Чеснокова печатались в издательстве П. Во второй половине 1920-х годов 17 песнопений были размножены на гектографе благодаря П. Кирееву, ранее владельцу издательства.

В 1990-е годы в Москве было предпринято несколько попыток издания. В 1992 году Российское музыкальное издательство выпустило репринт Литургии ор. В 1994—1995 годах планировалось «Собрание духовно-музыкальных сочинений» Чеснокова, были изданы три тетради с опусами 6, 33, 30, 19, 9 редакторы и авторы вступительной статьи в первой тетради — А. Муратов, Д. В наши дни публикацию всех неизданных сочинений осуществило издательство «Живоносный источник» в четырех выпусках «Духовных произведений для хора a cappella» [9]. Подготовка нотной публикации с точными источниковедческими комментариями выполнена А.

Наумовым, большим знатоком жизни и творчества композитора; им же составлен подробный «Перечень духовно-музыкальных сочинений П. Чеснокова», дающий ясное и четкое представление о хронологии его творчества с 1895 по 1927 год [10]. К числу наиболее крупных опусов Чеснокова относятся: ор. Отметим, что долгое время Чесноков не создавал законченные циклы Литургии. Так, ор. Опусы 15 и 16 1907 называются «Песнопения из Литургии», они содержат подборку сочинений, в том числе из предыдущих опусов 7, 8, 9, 10.

И лишь в Литургии св.

Обозначения «концерт» и «мотет» в рукописях русской духовной музыки эпохи классицизма Рукописи духовных концертов эпохи классицизма, хранящиеся в российских архивах, содержат исключительно обозначение жанра «концерт». Четырехчастный концерт Граля содержит точную датировку на титульном листе — 27 октября 1786 года см. Трехчастный концерт знаменитого в свое время виолончелиста Бернхарда Ромберга, по-видимому, был создан в период одного из пребываний музыканта в России в первой трети XIX века. В отличие от концерта Граля, он подтекстован латиницей транслитерацией церковнославянского текста. Титульный лист и первая страница. Первая страница. В конце партитуры указана дата: «Nel Mese di Settembre 1814» «В сентябре 1814 [года]». Ошибочно приписанная Д.

Бортнянскому музыка «Плотию уснув» Б. Галуппи с текстом песни И. Гермеса «Ach! Берлинская государственная библиотека D-B Mus. Falsely attributed to D. Galuppi, text by J. Page 1. Staatsbibliothek zu Berlin D-B Mus. Таким образом, обе последние рукописи происходят из собрания Иоганна Готфрида Шихта.

Наличие значительного числа рукописей русской духовной музыки эпохи классицизма на территории современной Германии или их происхождение из немецких собраний обусловлены увлечением западноевропейских стран русской хоровой культурой, возникшим на волне цецилианства подробнее об этом см. В начале XIX века в Германии повсеместно создавались певческие общества, возрастал интерес к хоровой музыке a cappella. Недаром хоровые концерты Граля и Ромберга находились в архиве Берлинской певческой академии, а сочинения Галуппи и Бортнянского — в собрании руководителя Лейпцигской певческой академии. В свете изложенных выше взглядов немецких теоретиков XVIII века заглавие «мотет» на этих партитурах кажется оправданным хотя бы ввиду отсутствия инструментов, что является одной из важнейших черт, отличающих немецкий мотет от немецкого церковного концерта. Также обращает на себя внимание сходство формы мотета, приводимой в статье Шайбе, с формой русского хорового концерта эпохи классицизма. В работах 1940-х годов он называет сочинения Бортнянского как «концертами»9, так и «мотетами», и даже «кантами»10. Марина Григорьевна Рыцарева в книге «Духовный концерт в России второй половины XVIII века» 2006 , проводя различие между мотетом и концертом, обозначает термином «мотет» небольшие церковные песнопения с определенной структурой. Следовательно, мотет и концерт, по мнению Рыцаревой, различаются масштабами и степенью развитости фактуры. Несмотря на то что в нашей церкви песнопение «Плотию уснув» Галуппи можно услышать на месте запричастного концерта, в эпоху классицизма оно и песнопение «Благообразный Иосиф», по-видимому, могли звучать в качестве экзапостилария Пасхи «Плотию уснув» и тропарей Великой Субботы «Благообразный Иосиф».

В то же время песнопение «Благообразный Иосиф» Галуппи названо концертом в «Прибавлении к музыкальному реэстру Григория Николаева Рейнсдорпа» 1822 года [18, 77]. Очевидно, масштаб этих сочинений определяется их изначальным местом в ходе православного богослужения14. Здесь нам представляется уместным провести параллель с аналогичным явлением эпохи русского барокко, на которое указывает Анна Валентиновна Булычёва. На основе материала партесных рукописей музыковед заключает, что «ряд сочинений на протяжении этого периода переосмысливались в жанровом отношении, их функция в богослужении менялась. Галуппи «Плотию уснув». Партия баса. Титульный лист РГБ. Title page. Manuscripts Department.

Stock 817. Carton 14. Record 11. Folio 22 Разграничив термины «мотет» и «концерт», Рыцарева выводит понятие «мотетности» в отношении концертов 1760-х годов [19, 115]. Следовательно, «мотетность» определяется музыковедом как некая «неразвитость». Предлагаемая Рыцаревой трактовка мотета как упрощенной версии концерта, которую музыковед связывает прежде всего с раннеклассическим этапом в русской музыке, противоречит как рассуждениям Якоба фон Штелина, так и взглядам немецких музыкантов-теоретиков XVIII века. Заключение Рыцаревой о неразвитости сочинений жанра хорового концерта раннеклассической эпохи, которую музыковед объясняет через понятие «мотетности», может быть также связано с тем, что до недавнего времени в распоряжении исследователей находилось весьма ограниченное количество музыкального материала русской духовной музыки этого периода15. По приезде в Россию композитор творчески применил традиционную и хорошо освоенную им форму к старославянским текстам, и его нововведение чрезвычайно удачно совпало с тенденциями развития русской хоровой музыки» [15, 141]. Эти утверждения были подхвачены другими отечественными музыковедами [12]16.

Влияние итальянской музыкальной культуры на русское церковное пение последней трети XVIII века бесспорно. В связи с этим попытка найти истоки жанра русского хорового концерта эпохи классицизма в жанрах итальянской духовной музыки представляется вполне обоснованной. Из этого можно сделать вывод, что поиск аналога жанру русского хорового концерта эпохи классицизма в современных ему итальянских мотетах не способен дать удовлетворительных результатов. Неслучайно Галина Михайловна Малинина ошибочно называет это сочинение «светской кантатой» [16, 87]18. Мотет предназначен для сольных голосов сопрано и альта, четырехголосного хора SATB и оркестра, состоящего из струнных, флейт, гобоев, валторн, труб, литавр и basso continuo. Галуппи вносит разнообразие в хоровое звучание введением сольных голосов, что являлось отличительной чертой его письма. Как известно, чередование сольных голосов и хора являлось также одним из формообразующих принципов партесных композиций.

Восьмой хор — тропарь «Ты еси Бог, сошедый во ад», повторяющий хоровую партитуру номера «Средь груды тлеющих костей» «Confutatis» — последняя вершина в цепи кульминаций. Непривычна для языка композитора стилизация этого номера. Вначале хор звучит тяжело и торжественно, в хоральной фактуре угадывается обращение композитора к английскому религиозному песнопению. Но вся музыка произведения проникнута русской интонацией, и заканчивается хор мелодией близкой знаменному распеву. Тихо и умилительно звучит просьба о упокоении рабов Божиих. Девятый хор — «Упокой, Боже», в основу которого положен сербский распев. Хор представляет собой светлое молитвенно-сосредоточенное песнопение. Она также была заимствована композитором из финального номера «Братского поминовения» — «Kyrie eleison». В этом номере проходят основные темы сочинения, характеризующие все участвовавшие в действе войска. Венчающий сочинение эпилог: «Вечная память» провозглашается солистами и хором. Во время первого исполнения этого номера на концерте синодального хора вся аудитория слушала его стоя. Так пишет об этом событии рецензент «Русских ведомостей»: «А дальше настроение лишь углублялось и крепло, так как безмолвное вставание всей аудитории при пении «Вечной памяти» оказалось вполне естественным, внутренне необходимым. Иные крестились при этом, кто-то подавленно всхлипнул, забелели платки, и многие украдкой смахнули нежданную слезу». Так, в «Братском поминовении», а затем и «Вечной памяти героям» А. Кастальским была предпринята попытка объединить всех людей в молитве к Творцу. Используя религиозные песнопения разных конфессий, он пытался сделать понятным это произведение для всех народов независимо от вероисповедания. В этой музыке можно услышать и смирение, покорность воле Божией, и эмоции людей переживших утрату, и интонацию смягчающую боль и приносящую утешение. Для религиозного человека, каким являлся А. Кастальский, смерть не была крушением, неотвратимым трагическим концом бытия, но переходом в жизнь вечную. Всё это и имеет своё отражение, как в «Братском поминовении», так и в панихиде «Вечная память героям». Написанное в годы Первой мировой войны они являются своеобразной музыкальной хроникой, отразившей вступление в войну союзников России. Это и попытка приблизиться к идеалу всемирного храма. Это и сочетание православного и католического богослужебных чинов и жанров Панихиды и Реквиема. При этом поразительна всемирная полиязыковая природа музыки в данном сочинении, позволяющая тематическому материалу одинаково точно соответствовать и каноническим церковнославянским и латинским текстам и стихотворным переложениям. Наконец, это энциклопедичность в отражении погребального пения разных народов, создаваемая обилием цитат. Вместе с тем произведение отличает удивительная национальная укорененность, одухотворенность русской интонацией, «русским духом». Не удивительно, что судьба такого сочинения оказалась трудной. При жизни композитора «Братское поминовение» исполнялось лишь однажды: премьера состоялась в Мариинском театре 7 января 1917 года.

Ответьте на вопросы и сделайте задания1. В храмовом синтезе искусств в русской

Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Русский духовный концерт имеет большое значение в культуре России. Он является символом национальной идентичности и высшего духовного возвышения. Церковно-певческое искусство на протяжении многих веков было весьма близко русскому человеку. духовным концертом. Псалмы и канты. роцесс исторической эволюции русского духовного концерта, как и других музыкальных жанров-«долгожителей», соотносится с рядом стиле-вых формаций. Величественные хоровые композиции, возвышенные мелодии и гармонии — все это характеризует русский духовный концерт. Особенностью русского духовного концерта является его духовная направленность.

Как назывался духовный концерт м березовского и на чьи слова

Вершиной духовной многоголосной музыки стал духовный концерт. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Дмитрий Степанович Бортнянский – российский композитор, являющийся основоположником русской классической российской музыкальной традиции. Биография Дмитрия Степановича Бортнянского – молодые годы. М. С. Березовского по праву можно считать основоположником «высокого барокко» в русской духовной музыке. Шедевром этого стиля стал сохранившийся концерт «Не отвержи мене во время старости», создан-ный примерно в 1760 году на текст 70-го псалма. Собиратель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель прославленного русского народного хора, носящего его имя, Митрофан Ефимович Пятницкий родился 3 июля (21 июня по старому стилю) 1864 года в селе Александровка.

Музыка. 6 класс

Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «. Может быть, Фаланд? Это описание сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали Астарот один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной демонологии. Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог быть тождественным сатане. Михаил Афанасьевич и его вторая жена Елена Сергеевна. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин у обоих «железная» вторая фамилия , проф. Преображенский — это Ленин преобразивший страну , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий Бронштейн , Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья — Дзержинский и т. У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот.

Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил. Михаил Булгаков и драматург Сергей Ермолинский с женой. Иван Васильевич: назад в будущее Еще в 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и переносит в современный мир то есть 1934 год Ивана Грозного. Современники Булгакова замучали автора просьбами об изменениях и переделках. Все боялись очевидного сходства между личностями Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Триумфальный успех пришел к «Ивану Васильевичу» в 1973 году, когда к этой пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы.

В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили по крайней мере, в СССР. Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя.

А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. Доживите до старости с чистыми руками. Последнее фото писателя с женой Еленой Сергеевной. Андриано Челентано Адриано родился в Милане пятым ребенком в семье переселенцев с юга Италии 6 января 1938 года. К моменту его появления на свет его брат Алессандро и сестры Мария и Роза были взрослыми людьми, а матери исполнилось сорок четыре года.

Последний раз она рожала в двадцать шесть. Четвертым ребенком была девочка, Адриана, умершая задолго до его рождения в возрасте четырех лет. Вся семья была настолько уверена, что мальчик тоже либо умрет, либо родится мертвым, что не подготовила к его рождению даже кроватку и пеленки. Даже акушерка была в этом уверена, придя к роженице. Родившись, младенец некоторое время не издавал никаких звуков, но потом очень громко закричал! Пришлось тете Адриано взять мужнины рубашки и смастерить из них все необходимое для младенца. Родители назвали младшего сына в честь умершей сестры. Маленький Адриано был любимцем в емье, атмосфера любви и заботы сделала из него эмоциональную и чувствительную натуру. Это небольшой отрывок из его биографии,безусловно это великий человек,и очень разносторонний,мне очень понравились его небезызвестные колкие фразы Великие умы P.

Итак, продолжаем рассказ о Фокионе, который считался самым великим душою и силой духа человеком, о котором с почтением отзывались даже его враги: македонские цари, а впоследствии и диадохи. Будучи «на задании» своих сограждан вне города, Фокион, сторонник промакедонской партии, был не в состоянии помешать афинянам начать открытую борьбу с Филиппом Македонским отцом Александра Македонского , а вернувшись стал убеждать их идти на сближение, ибо Филипп был настроен миролюбиво и ему невыгодна была война. Демосфен, противник Фокиона победил, настроив Афины против Македонии и говоря, что сражение македонцам стоит дать как можно дальше от своих границ. Только в этом случае война будет от нас далеко, а если мы будем разбиты, все беды и ужасы окажутся у нас прямо перед глазами». Когда умер Филипп, Фокион отговаривал народ приносить благодарственные жертвы богам. Во первых, сказал он, неблагородно радоваться по такому поводу, а во вторых, сила, стоявшая против них при Херонее, сделалась меньше всего лишь на одного человека. Когда Демосфен осыпал бранью Александра, меж тем как македонское войско уже подходило к Фивам, Фокион сказал: «О злополучный! Зачем раздражаешь ты грозного мужа и жаждущего великой славы? Или, может, ты хочешь, раз уж поблизости пылает такой громадный пожар, поджечь заодно и наш город?

Но я ради того и принял должность стратега, чтобы не дать этим людям погибнуть, хотя бы даже они и рвались навстречу гибели». Разумеется афиняне проиграли, и прислав первое прошение о мире, увидели, что Александр швырнул его на землю и повернулся к послам спиной и бросился прочь. Тогда афиняне послали Фокиона. Александр милостиво его принял, так как старшие его соратники подсказывали, что его отец глубоко уважал его. Александр не только принял прошение, но и милостиво принял Фокиона и даже выслушал его советы. Увидев, что советы Фокиона совпадают с его желаниями, царь даже решил, что если с ним что то случится в дальнем походе, Афины должны стать во главе Греции. С Фокионом он заключил союз дружбы и гостеприимства у греков это был самый священный союз, клятва вечной дружбе и взаимопомощи. До такой степени Александр проникся к нему дружбой, что после победы над Дарием, когда перестал начинать письма пожеланиями здоровья, только ему и Антипатру продолжил обращаться этим приветствием. Когда Александр прислал ему 100 талантов а это 100 огромных сосудов, полных драгоценностей , Фокион спросил, почему только его награждают?

Посланцы проводили его до дому и, увидев во всем чрезвычайную скромность, увидев, как жена Фокиона месит тесто, а сам он достал воды из колодца и моет себе ноги, принялись еще упорнее настаивать на своем и с негодованием говорили, что это, дескать, просто неслыханно: друг царя живет в такой скудости и убожестве! Тогда Фокион, заметив какого то бедного старика в потрепанном, грязном плаще, спросил своих гостей, не считают ли они, что ему приходится хуже, чем этому случайному прохожему. И вообще говоря, либо я совсем не сумею воспользоваться царскими деньгами, и они будут лежать у меня без всякого проку, либо, если воспользуюсь, опорочу и себя самого, и царя перед всем городом».

О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. Концерт ре мажор для чембало в переложении для бандуры и струнных. В своем творчестве, начиная с 90-х гг. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности — к классицизму». В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки , а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни».

Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. Сложилось мнение о ее слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах , явив нам подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в. Гимн луне. Херувимская песнь. В последние годы своей жизни Бортнянский продолжал свою композиторскую деятельность. Он писал романсы, кантаты, и работал над подготовкой к изданию полного собрания своих произведений.

Однако эта работа не была окончена композитором. Он успел издать только свои произведения для хоровых концертов, которые были написаны им в молодые годы - «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским». Впоследствии полное собрание его сочинений в 10 томах издал в 1882 году Петр Ильич Чайковский. Бортнянский умер 1825 года в Петербурге. В свой последний день он попросил хор капеллы исполнить один из своих духовных концертов. Музыкальное наследие. После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер итальянских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов — 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место».

Точные названия его произведений указаны не были. Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Фёдоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского». Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, но безрезультатно. О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека.

Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвящённый великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день. Дмитро Степанович Бортнянський, 26 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество — 10 октября 1825, Санкт-Петербург — российский композитор малороссийского западнорусского, украинского происхождения. Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» 1786 , «Сын-соперник, или Новая Стратоника» 1787 , фортепианных сонат , камерных ансамблей.

Звуками его произведений наполнялись храмы и аристократические салоны, его сочинения звучали и по случаю государственных праздников. До сих пор Дмитрий Бортнянский справедливо считается одним из самых славных украинских композиторов , гордостью и славой украинской культуры , которого знают не только на родине, но и во всем мире. Дмитрий Бортнянский родился 26 28 октября 1751 года в Глухове, Черниговское наместничество. Его отец, Стефан Шкурат, происходил из польских Низких Бескидов, из села Бортнэ и был лемком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» образованную от названия родной деревни. Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский, ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью, а другой важный культурный центр — Венецию, которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром.

Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили по крайней мере, в СССР. Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. Доживите до старости с чистыми руками. Последнее фото писателя с женой Еленой Сергеевной. Андриано Челентано Адриано родился в Милане пятым ребенком в семье переселенцев с юга Италии 6 января 1938 года. К моменту его появления на свет его брат Алессандро и сестры Мария и Роза были взрослыми людьми, а матери исполнилось сорок четыре года. Последний раз она рожала в двадцать шесть. Четвертым ребенком была девочка, Адриана, умершая задолго до его рождения в возрасте четырех лет. Вся семья была настолько уверена, что мальчик тоже либо умрет, либо родится мертвым, что не подготовила к его рождению даже кроватку и пеленки. Даже акушерка была в этом уверена, придя к роженице. Родившись, младенец некоторое время не издавал никаких звуков, но потом очень громко закричал! Пришлось тете Адриано взять мужнины рубашки и смастерить из них все необходимое для младенца. Родители назвали младшего сына в честь умершей сестры. Маленький Адриано был любимцем в емье, атмосфера любви и заботы сделала из него эмоциональную и чувствительную натуру. Это небольшой отрывок из его биографии,безусловно это великий человек,и очень разносторонний,мне очень понравились его небезызвестные колкие фразы Великие умы P. Итак, продолжаем рассказ о Фокионе, который считался самым великим душою и силой духа человеком, о котором с почтением отзывались даже его враги: македонские цари, а впоследствии и диадохи. Будучи «на задании» своих сограждан вне города, Фокион, сторонник промакедонской партии, был не в состоянии помешать афинянам начать открытую борьбу с Филиппом Македонским отцом Александра Македонского , а вернувшись стал убеждать их идти на сближение, ибо Филипп был настроен миролюбиво и ему невыгодна была война. Демосфен, противник Фокиона победил, настроив Афины против Македонии и говоря, что сражение македонцам стоит дать как можно дальше от своих границ. Только в этом случае война будет от нас далеко, а если мы будем разбиты, все беды и ужасы окажутся у нас прямо перед глазами». Когда умер Филипп, Фокион отговаривал народ приносить благодарственные жертвы богам. Во первых, сказал он, неблагородно радоваться по такому поводу, а во вторых, сила, стоявшая против них при Херонее, сделалась меньше всего лишь на одного человека. Когда Демосфен осыпал бранью Александра, меж тем как македонское войско уже подходило к Фивам, Фокион сказал: «О злополучный! Зачем раздражаешь ты грозного мужа и жаждущего великой славы? Или, может, ты хочешь, раз уж поблизости пылает такой громадный пожар, поджечь заодно и наш город? Но я ради того и принял должность стратега, чтобы не дать этим людям погибнуть, хотя бы даже они и рвались навстречу гибели». Разумеется афиняне проиграли, и прислав первое прошение о мире, увидели, что Александр швырнул его на землю и повернулся к послам спиной и бросился прочь. Тогда афиняне послали Фокиона. Александр милостиво его принял, так как старшие его соратники подсказывали, что его отец глубоко уважал его. Александр не только принял прошение, но и милостиво принял Фокиона и даже выслушал его советы. Увидев, что советы Фокиона совпадают с его желаниями, царь даже решил, что если с ним что то случится в дальнем походе, Афины должны стать во главе Греции. С Фокионом он заключил союз дружбы и гостеприимства у греков это был самый священный союз, клятва вечной дружбе и взаимопомощи. До такой степени Александр проникся к нему дружбой, что после победы над Дарием, когда перестал начинать письма пожеланиями здоровья, только ему и Антипатру продолжил обращаться этим приветствием. Когда Александр прислал ему 100 талантов а это 100 огромных сосудов, полных драгоценностей , Фокион спросил, почему только его награждают? Посланцы проводили его до дому и, увидев во всем чрезвычайную скромность, увидев, как жена Фокиона месит тесто, а сам он достал воды из колодца и моет себе ноги, принялись еще упорнее настаивать на своем и с негодованием говорили, что это, дескать, просто неслыханно: друг царя живет в такой скудости и убожестве! Тогда Фокион, заметив какого то бедного старика в потрепанном, грязном плаще, спросил своих гостей, не считают ли они, что ему приходится хуже, чем этому случайному прохожему. И вообще говоря, либо я совсем не сумею воспользоваться царскими деньгами, и они будут лежать у меня без всякого проку, либо, если воспользуюсь, опорочу и себя самого, и царя перед всем городом». Так эти деньги и вернулись из Афин восвояси, послужив для греков доказательством, что человек, не принимающий такого подарка, богаче того, кто его делает. Александр рассердился и написал Фокиону, что если друзьям ничего от него не нужно, он их друзьями не считает, но Фокион и тогда денег не взял, а попросил отпустить на волю софиста Эхекратида, имбросца Афинодора и двух родосцев — Демарата и Спартона, арестованных за какие то проступки и брошенных в тюрьму в Сардах. Александр немедленно их освободил, а Кратеру, посылая его в Македонию, велел предложить Фокиону на выбор один из четырех городов Азии — Киос, Гергит, Элею или Миласы, внушая при этом еще настоятельнее, что будет разгневан, если тот откажется. Тем не менее Фокион отказался, а царь вскорости умер. Дом Фокиона украшен медной обшивкой, а в остальном незатейлив и прост. Фокион был женат дважды, но сведения сохранились лишь о второй его жене. Еее сдержанность и скромность пользовались у афинян не меньшей известностью, нежели честность Фокиона. Однажды на театре давали новые трагедии, и актер, игравший роль царицы, уже перед самым выходом потребовал у хорега целую свиту богато наряженных прислужниц. Тот не соглашался, актер был возмущен и не желал появляться перед зрителями, заставляя весь театр ждать. Тогда хорег Меланфий стал выталкивать его на проскений, крича: «Ты разве не видел, что жена Фокиона ходит повсюду с одной единственной служанкой? Твое бахвальство испортит нам всю женскую половину дома! Та же самая вторая жена Фокиона сказала приехавшей из Ионии гостье, которая с гордостью показывала ей золотые, усыпанные драгоценными камнями ожерелья и диадемы: «А мое украшение — это Фокион, который вот уже двадцатый год командует войсками афинян». Первым, кто сообщил афинянам о смерти Александра, был Асклепиад, Демад советовал не давать веры его словам, потому, дескать, что будь это так, запах тления уже давно наполнил бы всю вселенную, а Фокион, видя, что народ склонен к мятежу и перевороту, пытался утихомирить сограждан. Меж тем как многие взбегали на ораторское возвышение и кричали оттуда, что весть, принесенная Асклепиадом, верна и что Александр действительно умер, Фокион сказал: «Что же, если он мертв сегодня, то останется мертвым и завтра, и послезавтра, стало быть, мы можем держать совет спокойно и, главное, ничего не опасаясь». Вскоре Леосфен силою втянул Афины в Ламийскую войну, о которой я упоминал в одном из постов и как то раз насмешливо спросил Фокиона, до крайности недовольного его действиями, какую пользу принес он государству, столько лет исполняя должность стратега. В ответ на пространные, дерзкие и хвастливые речи Леосфена в Народном собрании Фокион заметил: «Твои слова, мальчик, похожи на кипарис — так же высоки и так же бесплодны». Гиперид поднялся и спросил: «А по твоему, когда нужно афинянам вступить в войну, Фокион?

В нем могут присутствовать не только хоровые произведения, но и сольные инструментальные и вокальные композиции. Уникальность хрестоматийного репертуара: русский духовный концерт формируется на основе хоровых произведений, написанных известными композиторами. На концерте исполняются классические произведения, такие как русские духовные хоры, а также современные сочинения. Высокая профессионализация исполнителей: на русском духовном концерте выступают как профессиональные солисты и ансамбли, так и любители, имеющие хорошие навыки в области музицирования. Это создает особую атмосферу, в которой каждый исполнитель может проявить свои таланты и эмоции. Содействие духовному развитию: русский духовный концерт, помимо своего искусствоведческого значения, имеет и духовную составляющую. Музыкальные композиции, исполняемые на концерте, позволяют слушателям окунуться в атмосферу русской культуры и религиозных традиций. Русский духовный концерт — это не только способ получить эстетическое удовольствие от исполнения музыки, но и возможность проникнуться русской духовностью и традициями. Характеристики русского духовного концерта Основной характеристикой русского духовного концерта является его религиозная направленность. В музыке этого жанра преобладают богослужебные тексты и мотивы, которые передают глубокую духовность и веру православия. Многие произведения русского духовного концерта написаны под влиянием древнерусской песенной традиции и атмосферы православных церемоний. Русский духовный концерт обычно исполняется хором с солистами и оркестром.

Ко дню рождения Митрофана Пятницкого, основателя знаменитого русского хора

Дан 1 ответ. Основатель русского духовного концерта является Березовский. Русский духовный концерт. Духовная музыка. Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Духовные концерты[1][2] (фр. concerts spirituels) — публичные концерты, проводившиеся в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год. Кто основатель русского духовного концерта? Николай Данилевский провел множество концертов, в которых исполнялись произведения русских композиторов, написанные в духовной традиции. Его можно назвать ключевой фигурой для русской музыкально. Русский духовный концерт – это особый жанр музыкального искусства, который имеет древние истоки. Он объединяет элементы русской православной церковной музыки с элементами классической и народной музыки.

Похожие презентации

  • Основоположник русского духовного концерта
  • Русская национальная композиторская школа
  • Бортнянский, Дмитрий Степанович
  • М. Глинка – основоположник русской музыки.

Понятия «мотет» и «концерт» в трудах немецких музыкантов-теоретиков XVIII века

  • №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский;
  • Понятия «мотет» и «концерт» в трудах немецких музыкантов-теоретиков XVIII века
  • Что такое русский духовный концерт: определение, особенности, история
  • Глинка как основоположник русской светской музыки(В. В. Медушевский) | Радонеж.Ру

Музыка. 6 класс

Дмитрий Степанович Бортнянский – российский композитор, являющийся основоположником русской классической российской музыкальной традиции. Биография Дмитрия Степановича Бортнянского – молодые годы. Вершиной духовной многоголосной музыки стал духовный концерт. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. ответ: Березовский. Основателем русского духовного концерта является _. 9. Разместите нужные подписи под изображениями. Картина идол икона. 10. В какую оперу П. И. Чайковский включил танец скоморохов? 11. Соотнесите жанры с услышанными на уроке произведениями. Дан 1 ответ. Основатель русского духовного концерта является Березовский. Церковно-певческое искусство на протяжении многих веков было весьма близко русскому человеку.

Бортнянский, Дмитрий Степанович

Дан 1 ответ. Основатель русского духовного концерта является Березовский. Родоначальником «российской песни» стал видный сановник при дворе Екатерины II, образованный любитель музыки Григорий Николаевич Теплов, автор первого русского печатного песенника «Между делом безделье». Жанр духовного хорового концерта зародился во Фландрии и Франции IX века, но окончательно сформировался в Венеции XI века, и его основоположником являлся Адриан Вилларт. Он писал псалмы, мотеты, мессы для многоголосных хоров, основанные на григорианском хорале. Духовный концерт. Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался удивительной музыкальностью.

Оцените статью
Добавить комментарий