Сопоставьте жанр и его звучание знаменный распев духовный концерт одноголосие многоголосие

Это очень естественно и удобно для человеческого голоса, поэтому знаменный распев — просто педагогическая находка для начинающих певцов, чтобы у них устоялась певческая интонация, выровнялся голос, зазвучала «серединка» диапазона. Перестройка знаменного пения и его модернизация – появление киноварных помет (дополнительные уточняющие знаки). Рождение храмового партесного многоголосия – четырехголосие гармонического склада, пение по партиям.

Церковная музыка

Знаменное пение — в чем особенность? Одним из начальных видов многоголосного хорового пения является строчный распев. Строчное пение возникло скорее на основе русского народного песенного многоголосия. Оно в основном имело трехголосное строение.
Ответьте на вопросы и сделайте задания1. В храмовом синтезе искусств в русской Строчное пение – тип многоголосия, генетически связанный с монодией и имеющий в качестве основного голоса мелизматическое продолжение знаменного одноголосия – путевой распев.

Основные виды духовного пения.

Образы «Подхалима» на музыку В. Цитовича и азартно сплетничающих «Кумушек» музыка Ш. Аранова очерчивались острохарактерными штрихами. В «Тройке» на музыку И. Стравинского , олицетворяющей русское разгульное веселье, образы персонажей — кучера И трех молодух — лепились широкими, задорными движениями русской пляски.

Музыка 26. Как специфическое направление в мире музыки электронная музыка оформилась во второй половине XX века и к началу XXI века широко распространилась в академической и массовой культуре. До последней трети XX века электронная музыка ассоциировалась, главным образом, с экспериментами как в СССР, так и за рубежом в академической музыке, но это положение дел изменилось с налаживанием серийного производства синтезаторов звука в 1970-е годы.

Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Климент Александрийский, святитель. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Пасхальные стихиры знаменный распев Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община запись Татьяны Владышевской, 1969 год. Малышев, Е.

Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена иначе — крюки представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых. В каждом знамени заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения. Интонации знаменного распева усваивались певчими и прихожанами церкви по слуху от мастеров знаменного пения, поскольку точную высоту звука знамена не фиксировали. Лишь в XVII в. Духовная составляющая знаменного распева Понять, что такое знаменный распев и оценить его красоты без обращения к духовной значимости распева в русской православной культуре, не представляется возможным. Образцы знаменных мелодий — это плоды высочайшего духовного созерцания их творцов. Смысл знаменного пения тот же, что и у иконы — освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира, поэтому старинный русский церковный унисон лишен хроматических интонаций, которые нужны при выражении человеческих страстей.

Этот одноголосный напев исполнялся хором в на языке

Произведения Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Рахманинова, Чеснокова, Гречанинова, Голованова вносят большой вклад в церковную музыкальную культуру России, являясь шедеврами хоровой музыки, но часто не шедеврами церковного пения. Чтобы пояснить свою мысль, приведем следующее сравнение. Церковное пение — это звучащая и к о н а, то есть окно в духовную реальность, в иное измерение. Трубачев «О церковном пении и колокольных звонах». Статьи и исследования. Церковная музыка— это религиозная живопись, то есть явление, которое по сути дела продолжает оставаться в пределах земных, но лишь использует религиозные мотивы, темы и содержание. Его признаки и свойства — обостренные чувства, личностное начало, субъективные взгляд и интерпретация.

Это не негативное явление, но это другое явление. В этом главное! Использование церковного текста не может служить критерием церковности. Развернутые музыкальные формы, сложность гармонического языка, полифония, усложненная метро-ритмика, динамические и эмоционально-выразительные масштабы, симфонизация хоровой ткани, -- все это признаки светской музыки, черты которой проникли в музыку церковную и стали ведущими для определенного церковного стиля в богослужебном пении. Протяженные знаменные распевы с фитами и без них, кондакарное и строчное пение были явлениями национального церковного мелосостроительства. Веками происходившее накопление мелодического богатства, которое составляло повседневный и праздничный Обиход, было подчинено задаче украшения богослужения, внесения в него разнообразия, но не преследовало цель доставить эстетическое удовольствие.

Взгляд на церковную музыку как на богослужение — вектор церковный, аскетический. И наоборот, взгляд на церковную музыку как на концертную форму — вектор светский, гедонистический. Эмоционально-чувственные, индивидуально-личностные порывы и устремления автора, использующего в качестве материала для их выражения, для своего композиторского вдохновения церковные тексты, оригинальные церковные мелодии, — это неверный подход к делу у самых его истоков. В любом виде церковного искусства для приобщения к духовному требуется особая подготовка и соответствующий образ жизни и мыслей, нужен определенный настрой. Нельзя одновременно сочинять лирическую оперу и Божественную Литургию, балет и Всенощное бдение. Однако такое было, подобные случаи — не исключение из правил, а, скорее, само правило.

Церковная музыка для светского композитора — это еще один жанр личного творчества. Поэтому в духовных опусах некоторых композиторов встречаются, подчас, реминисценции из их же светских произведений — особые танцевальные ритмы, песенные мелодические обороты и формы. Вот как характеризует некоторые церковные опусы Архангельского С. Трубачев: «Стиль гармонизаций Архангельского — гармонический, в этом плане он не внес той самобытной художественной свежести, которой отличаются переложения Н. Римского-Корсакова, но удовлетворял потребности небольших хоров в таких переложениях, где обиходные напевы сохраняются в неприкосновенности. Архангельский испытал сильное воздействие оперной и симфонической музыки П.

Чайковского и впечатляющую силу реалистических образов привнес в музыку Православной Церкви. В этом и своеобразие сочинений Архангельского, и отдаленность их от стиля строгой церковности, так убедительно воссоздаваемого им в литургии древних распевов». Другое дело, когда композитор живет напряженной духовной жизнью, неустанным поиском Истины. Он поселяется вблизи монастыря, отдаляется и уходит от мира, не стремится к известности и признанию. Все это мы видим в жизни и творчестве С. В таких условиях и результат деятельности композитора иной, потому что цель — иная.

А цель — глубокое понимание, раскрытие и донесение литургического контекста той музыки, созданию которой помогает соответствующий настрой — твердость, определенность намерения и кроткое смирение в ожидании конечного результата. Трудно объяснить авторские мотивы, побудительные причины, сам процесс создания церковной музыки. Еще труднее охарактеризовать достигнутый результат, который, тем не менее, воспринимается нами как подлинно церковное песнопение. Какими словами определить творчество Трубачевым? Это и чувствование верующего сердца, и зрелые убеждения трезвого ума, и интуитивное понимание национальной принадлежности своей музыки как глубоко русской — для верующего православного христианина это очевидно и не требует пространных доказательств, как не требует доказательств сама вера. Одно можно сказать — в музыке Трубачева нет ни доли концертности и признаков того стиля, который именуется этим словом.

Но Трубачев — фигура действительно редкая на небосклоне русской церковной музыки. Для некоторой полноты картины приведем выдержку из статьи протоиерея Феликса Стацевича о духовном творчестве Трубачева, чтобы познакомить читателя с мнением нашего современника, слушателя сегодняшней музыки, человека сегодняшнего дня, стоящего у престола и совершающего православное богослужение. Очень важно, что пишущий священнослужитель формулирует критерии музыки, понимаемой как явление небесного порядка, но не лишенное земных тяготений. В позиции протоиерея Феликса Стацевича содержится тонкое и глубокое разграничение между музыкой и пением, то есть анализ процесса проводится здесь в том же направлении, которого старается придерживаться и автор данного очерка. От подделки, "обманки", лжи? Как в океане звуков опознать музыку, отличима ли живо-пись от "мёртво-", живое слово от смрада суесловия?...

Прекрасная иллюстрация в чеховском "Ионыче": Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, — читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли... Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали "Лучинушку ", которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни. Критерий, однако, есть хотя приходится оговориться, - и здесь мы не свободны от чувств, куда от них в посюстороннем мире, в сей "юдоли плача"? Критерий есть.

Когда есть волшебство, есть и музыка. Когда - «пел он, и всем нам сладко становилось и жутко» Тургенев, «Певцы» , тогда - музыка. Причём вне всякой зависимости от жанра. Мы ищем в музыке свидетельств горнего мира «он несколько занёс нам [чадам праха] песен райских» и что нам за дело: высокое это искусство или «слепой скрыпач в трактире»? Что по большому счёту нам за дело - исполнитель кто он: «гордый ли он внук славян? Но не на них отзывается душа, не ими восхищается она «во области заочны»...

Душа, однако, в смятении, душа, алчущая живой воды, вянет от безжизненных витиеватостей... Рассудок анализирует, разбирает целое на элементы... Чувства упиваются "красками»... Бессмертная душа взыскует Правды, Истины, Красоты... Трубачёв — композитор? Но применительно к Сергею Зосимовичу «композитор» кажется и недостаточным и избыточным одновременно.

Уводящим от сутидела. Сергей же Зосимович прожил скромно и незаметно, как-то в стороне от «суеты мира», житие его было «тихо и безмолвно». Как и всякого «труждающегося и обремененного». Но ведь не поймал! Музыка была его послушанием, его способом служения. Но не только музыка...

Трубачёв был солдат. И в самом непосредственном смысле - прошёл войну, среди прочего награждён медалью «За отвагу»... Надо ли говорить какова цена этой награды? И он был воинв смысле широком. Вера, благоговение и страх Божий входящих во святый храм — это ведь послушания, способы Богу-служения, ответ человека на «будьте совершенны». В советские годы для верующего человека в этих прошениях были проставлены ещё и особые акценты.

Трубачёву — потомку священномучеников - тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистотебыло заданием. Трубачёв не занимался композицией, как сказали бы теперь, профессионально. Да он вообще не занимался композицией. Он пел. Душою своею слышал он потаённые песни родной земли. И — отозвался.

Музыка Трубачёва безыскусна. Имею в виду именно безыскусность — препобеждённый «искус, искушение». Эта музыка не несёт на себе бремени «сомнений и тягостных раздумий», эта музыка — зрелого человека. И христианина. Сергий был воин и праведник, и музыка его —музыка воина. Она строга, сдержанна, при этом преизливается ликованием, она всегда гимн, она торжествующа, при этом — необыкновенно искренна и...

Он и сам был простодушен и чуток. При внешней сдержанности эта музыка властно ведёт за собою, душа вместе с нею поёт и плачет. Эта музыка высока и благородна, этот металл драгоценен, проба его — высшая... Но и «безыскусственность» есть характерная черта этой музыки, и она — эта безыскусственность — не от скудости выразительных средств. Напротив — от глубины содержания, от преодолённого «сопротивления материала». Эти ноты записаны мастером.

Музыка Трубачёва изысканна и благородна. Верно замечено исследователями его творчества о. Михаил и Наталья Станиславовна Асмусы : творчество Трубачёва нисколько не содержит в себе "искусственности", при этом в нём много искусства. Форма Трубачёва, на мой взгляд, безупречна. Форма — вообще одна из сильнейших сторон его собственно композиторской техники. Музыка Трубачёва аскетична, она свободна от субъективизма, от «человеческого, слишком человеческого».

Самые холмы радонежские поют эти песни... Хоры Трубачёва словно бы сотканы из монастырского благовеста, из кадильных звонов, из воздыханий лаврских молитвенников, из гомона птиц, из шороха ветвей, журчаний весенних ручьёв, шелеста листьев, ликующих интонаций пасхальных песнопений... Линии голосов его партитур словно бы продолжают очертания маковецких холмов, каждая горизонталь прописана, общая ткань — сдержанно, словно бы подспудно, — полифонична. Его хоровые «краски не ярки и звуки не резки». Самая фактура его церковных хоров напоминает нестеровский пейзаж: «донельзя простой, серый, даже тусклый и все-таки торжественно-праздничный» Бенуа. И ещё об одном качестве музыки Трубачёва хочется сказать.

Метнер сравнивал Грига с Бетховеном: «Бетховен бесконечно больше Грига в смысле пределов выбора. Больше — означает, разумеется, и глубже, и шире, и выше, ибо пределы выбора имеют и свою глубину, и свою широту, и свою высоту. Но подлинность Грига столь же несомненна, как и Бетховена... Примитивность его формы так же священна и примерна по своей художественой подлинности, как и небывалые гигантские построения Бетховена». Столь же несомненна и подлинность музыки Трубачёва. А это очень редкое качество.

Качество, присущее я в л е н и ю. В его музыке нет ни тени какой бы то ни было стилизации, она абсолютно органична. Композитор обращается к диатонике, при этом возникает ощущение абсолютной ладовой свежести. Замечательна его редакция песнопений Октоиха, там нет собственно авторского материала, при этом каждое созвучие, каждая пауза окрашена характерной трубачёвской интонацией. При этом даже авторская его музыка глубоко канонична. Скажем ещё и о простоте этого явления.

Внешняя простота хорового и не только наследия Трубачёва есть результат строгого и ответственного отбора музыкальных средств. Но важно отметить и ещё одну — не-музыкальную — составляющую этой простоты. В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. Замечательно это поэтово — «в конце». Трубачёв и начал «с конца» уже упоминалось, что подавляющее большинство его сочинений датируется последними годами , да он и жизнь свою прожил словно бы «в конце» гибель отца-священномученика, родство с о. Павлом Флоренским, преданность памяти которых он пронёс со смирением и достоинством через всю свою жизнь, наконец, реальный фронтовой опыт не оставляли места соблазнам «социалистического строительства» «новой общности - советского народа», не говоря уже о «новом человеке».

Сергей Зосимович прожил в традиции, в коей элементы древние столь же естественны и актуальны, сколь актуально за окном «тысячелетье на дворе»... Трубачёв и сам по себе традиция, явление Трубачёва есть звено в цепи, живая и плодоносящая ветвь церковного предания. Трубачев Песнопения литургии. Вокальная лирика. Парадоксально, но отталкиваясь от Трубачева — явления иного, не концертного стиля в русском церковном пении, мы вновь подошли к исполнительскому творчеству Н. Матвеева и к его ученикам-последователям.

Как же определить стиль пения Матвеева? Сказать, что искусство Н. Матвеева — это искусство светское, а не церковное, было бы совершенно неправильно. Матвеев — это в ХХ веке вершинная и одна из наиболее ярких фигур среди регентов своего направления. Его исполнительская манера отмечена теми же чертами, что и искусство регентов Придворной Певческой Капеллы в XIXи ХХ веках, а также творчество регентов архиерейских хоров прошлого и настоящего. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что его искусство вышло из недр светского направления в церковном пении, и это является неоспоримым фактом.

Оно является продолжением тупиковой, на наш взгляд, традиции наполнения богослужения сочинениями, светскими по сути. Когда автор ставит во главу угла свое вдохновение, а не смирение, когда он стремится «сказать новое слово», результат будет находиться в иной системе координат, а именно в плоскости светской музыки на церковный текст, а не в области церковного пения, пригодного для совершения богослужения. Отсюда такие черты пения, как большой хор, состоящий из оперных голосов, репертуар из произведений светских по своей сути, особая выразительность исполнения, трактовка. Интересно привести ответы учеников Матвеева на мой вопрос о значении его церковно-певческого творчества для русского церковного пения в целом. Пузаков - Матвеев — это воплощение академической школы в русском церковном пении, истоки которой восходят к исполнительскому искусству старого Синодального хора под управлением Орлова, Данилина. Он естественно олицетворяет собой концертный стиль в церковном пении, при этом его исполнение не только озарено духом творчества, но и исполнено высоким профессиональным хоровым звучанием.

Богослужение было для него самым важным, если не единственно важным делом, и оно никогда не составляло последование музыкальных номеров, а было именно богослужением.

После Раскола в середине XVII века знаменная нотация и одноголосное пение осталось в богослужении старообрядцев, а в господствующей церкви они заменились привычными нам многоголосым пением и нотолинейной формой записи. Карл Брюллов. Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа. Сельский клирос. Партия баса I. Нотация знаменная, беспометная.

Знаменные распевы расстаются с речитативностью, строгим соответствием звука и слова. В них появляется широта мелодического дыхания, протяженные линии, внутри которых текст распевался свободно и гибко. Mелодическую выразительность следует считать показателем развития национальной музыкальной характерности, которая на данном этапе складывалась при сохранении канонической системы осмогласия. В певческом искусстве стало проявляться индивидуальное начало сочинялись новые песнопения, посвященные русским святым, создавались новые варианты песнопений на существовавшие ранее традиционные тексты.

Все это способствовало распространению на Руси явления многораспевности сосуществованию нескольких мелодических вариантов одного и того же гимна , что значительно расширило объем певческого репертуара. К XVI в. Его происхождение связывают с именем одного из самых одаренных мастеров хоровой музыки русского Предвозрождения Федора ХристианинаGotoPage "Им. Крестьянин" Крестьянина.

Демественные песнопения звучали по торжественным дням, в большие церковные праздники. Применялся в торжественных праздничных богослужениях. Творческое отношение к созданию песнопений привело к становлению русских певческих школ. Основателями одной из них явились авторитетные распевщики, братья Савва и Василий Роговы.

Достаточно необычным явлением в певческом искусстве Киевской Руси было троестрочное пениеGotoPage "Троестрочное пение", которое не было многоголосием в полном смысле этого слова. В нем реализовывалась идея «многообразия в единстве» в свете учения о Святой Троице. Расцвет певческого искусства в эпоху Предвозрождения сопровождался повышением уровня исполнительского мастерства. В этот период богослужения музыка впервые за всю историю своего развития становится предметом административной опеки.

В конце XV в. В его состав входили лучшие певчие столицы. Служебными обязанностями хора предусматривалось пение на торжественных придворных церемониях и участие в церковных службах, где присутствовала царская семья. Хор просуществовал много веков.

В XVI в. Об этом свидетельствует возникновение жанра под названием « стих покаянныйGotoPage "Стихи покаянные"». В народе эти стихи называли «слезными», «умильными», «прибыльными». Новый жанр родился в недрах богатой знаменной традиции под влиянием таких видов богослужебного искусства, как покаянные стихиры, песнопения Великого поста и др.

Вместе с тем стихи покаянные бытовали вне храма, не были связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике сказалось влияние народных песен. С точки зрения верующих, стих покаянный служил подмогой людям, стремившимся к раскаянию души. В такого рода сочинениях затрагивались темы, одухотворенные искренним и глубоко личностным молитвенным упованием на Бога. Завершающий этап развития древнерусской церковной музыки — музыка XVII века, так называемой «переходной эпохи».

Крестьянские восстания, дворцовые перевороты, Смута, самозванство, церковный раскол — разрушили исконное «древлее благочестие». Все это не могло не сказаться на развитии русской художественной культуры. В ней, как и во всей российской действительности, «старина и новизна перемешалася». Единство эстетических взглядов, определявших на протяжении семи веков теорию и практику храмового пения, в XVII в.

В художественном мышлении этого завершающего периода развития древнерусского искусства переплелись два противоположных начала — уходящий в прошлое устойчивый средневековый канон и ростки нарождающегося светского мироощущения. Веками существующее на Руси четкое разделение богослужебного профессионального и нецерковного устного народного творчества сохранилось, однако мирское все более властно входит в высокое храмовое искусство, вызывая к жизни новые формы, жанры и средства художественной выразительности. Ярким проявлением новой художественной парадигмы явилось и рождение реалистических взглядов на иконопись, и освоение стилистики бароккоGotoPage "Барокко", в котором соединилась средневековая духовность с светским гуманистическим опытом. Этот стиль отличается ярким динамизмом, склонностью к сопоставлению контрастных начал, декоративностью и праздничностью.

Симеон" , красочное декоративное зодчество так называемое «московское барокко» , искусство иконописцев Грановитой палаты Московского Кремля, парсунная портретная живопись, театральные представления при дворе Алексея Михайловича и др. В гимнографию проникает мирское начало, постепенно разрушившее средневековую одноголосную традицию. Самое же главное, система богослужебного пения сменяется системой композиторского творчества. Уходит в прошлое эстетика знаменного распева и крюковая нотация.

В певческую практику проникает новое мышление, основанное на точной записи «земного» музыкального материала. Развитие певческого искусства XVII в. Во-первых, произошла перестройка знаменного пения и его модернизация, во-вторых, родилось принципиально новое явление отечественной музыки — храмовое партесное многоголосие. Обновление знаменного распева было вызвано желанием сохранить высокую одноголосную традицию и, одновременно, приблизить ее к реалиям певческой практики.

Реформа знаменного пения началась в первой половине XVII в. Новая нотация опиралась на диатонический звукорядGotoPage "Диатонический звукоряд", содержащий 12 ступеней: от соль малой октавы до ре первой октавы. Звукоряд делился на согласия по три ступени в каждом: простое, мрачное, светлое и тресветлое. В результате введения киноварных помет знаменный распев утратил гибкость интонирования и ритмическую свободу, наметилось сближение русского храмового пения с западноевропейской музыкой.

Следующая реформа знаменного пения произошла во второй половине столетия. Ее инициатором был ученый-монах Александр Мезенец, заменивший киноварные пометы признакамиGotoPage "Признаки" — черточками, которые добавлялись к знамени. Признаки закрепляли каждый знак за определенным согласием, поэтому система Мезенца была более точной, чем система Шайдура. Знаменная запись, снабженная дополнительными пометами и признаками, достаточно точно передает звучание мелодии и может быть переведена на современную пятилинейную нотацию в певческих рукописях этого времени встречаются так называемые двоезнаменники, в которых напев излагался одновременно в двух вариантах — в крюковой и пятилинейной нотации.

Реформа затронула не только нотацию, но и саму попевочную систему. В древности попевки, из которых складывался знаменный распев, не записывались, так как певчие должны были знать их наизусть. При разрастании попевок в XVII в. Во второй половине XVII в.

Песнопения этих распевов записывались пятилинейной нотациейGotoPage "Нотация". Они принесли на Русь элементы нового музыкального мышления — мажорно-минорную основу мелодии, повторность вместо попевочно-вариантного строения , периодичность.

Какому веку подходит музыка? Составьте пары. Что из перечисленного подходит традициям выполнения музыки в Православном храме? Звучание хора a capella Звучание хора в сопровождении органа Звучание органа 11. Почему древние напевы российской церкви именовались знаменным распевом?

Рахманинов "Всенощное бдение" – история создания:

  • Древнерусское храмовое пение – основной вид профессиональной музыки Древней Руси
  • О концертном стиле в русском церковном пении
  • Знаменный роспев: история, теория, эстетика
  • 2.1.2 Древнерусское храмовое пение | music-history
  • Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
  • Многоголосное пение - Музыка -

Музыка Русской Церкви

Другими словами, было заимствовано не само характерное восточное пение, а его система; условно говоря, не фонетика "языка", а его грамматика. Поскольку речь зашла о "системе" церковного пения, необходимо сделать несколько уточнений относительно понятия "распев". Нашему завершающемуся столетию и тысячелетию свойственно парадоксальное смешение различных несоединяемых понятий: сейчас то и дело слышишь выражения типа: православная живопись, поэзия, православная музыка... Применимы ли понятия "музыка", "музыкальное искусство" к понятию "церковный распев"? Вопрос очень спорный. Если под "музыкой" мы будем разуметь вообще все то, что относится к области звука - то да. Но в этом случае к "музыке" мы должны будем отнести человеческую речь, все виды шумов природных и производимых посредством жизнедеятельности человека , звуки животного мира пение птиц, лай собак и мн. Если же принять во внимание, что "музыка", во-первых, есть определённый вид искусства, который живёт и развивается, по его законам, во-вторых, имеет, с точки зрения христианства, языческое происхождение, и, в-третьих, существует для создания посредством определенного сочетания звуков иллюзорного "мира" для удовлетворения "душевных" потребностей человека читай: для тонкой подмены "духовного" "душевным", то есть для отвлечения человека от Бога , то станет ясно, что "церковное пение" и "музыка" - вещи изначально противоположные и несовместимые. Поэтому-то христианская культура первоначально и отвергла все существовавшие до неё античные музыкальные системы, выработав свою собственную мелодическую форму, отвечающую задачам богослужения - РАСПЕВ, то есть распевание текстов, предназначенных для церковного богослужения. Простейшее чтение псалмов, молитвословий или гимнов посредством какой-либо нехитрой мелодической формулы интонации и есть уже распев, поэтому церковное пение в своем идеале - это не "музыка", сопровождающая или оформляющая "украшающая" богослужение, и даже не удачное музыкальное воплощение того или иного церковного текста, а именно СЛОВО, произнесённое нараспев: будь то возглас священнослужителя, простое чтение или пение.

В этом и коренится принципиальное различие между РАСПЕВОМ, как способом прочтения богослужебных текстов и тем, что сейчас именуется "церковной музыкой", то есть современным пением, которое звучит ныне в наших храмах. Здесь уместно провести следующую параллель: принцип распева настолько удалён от церковной или духовной музыки, насколько удалена подлинная иконопись от "православной" живописи напр. В чем же сдесь проблема? Ведь и то и другое, казалось бы, может служить одной цели - проповеди Св. В широком смысле - да. Но дело в том, что всякое искусство, даже если оно призывается на служение самым высоким идеалам человечества, если существует вне рамок церковного канона - то есть святоотеческого учения и церковного предания, так или иначе будет подвержено влиянияю "духа мира сего" и, следовательно, будет взывать к нашим чувствам, а не созерцанию. Представим себе какую-нибудь гениальную картину, написанную, скажем, на библейский сюжет: глядя на неё мы будем получать именно чувственное "эстетическое" наслаждение. При этом количество компонентов этого наслаждения, таких, как получение эмоционального "заряда", удовлетворение от техники написания картины и др. Попробуйте теперь этими же глазами рассмотреть какую-либо древнерусскую или византийскую икону: получите ли вы такое же наслаждение?

Скорее, если вы воспитаны на "классическом" изобразительном искусстве, у вас возникнут вопросы типа: почему лики изображенных на иконе "неправильной" формы, почему такая "наивная" техника письма, почему так много "непонятного" в композиции и др. Но, чтобы "понять" настоящую икону и распев, напротив, совершенно необязательно иметь хороший художественный вкус, развитое эстетическое чувство и высокий интеллектуальный уровень: здесь важно, насколько открыто наше сердце для принятия духовных даров, посылаемых нам свыше через "видимое" или "слышимое" - поскольку восприятие иконы и распева проходит не на чувственном уровне, а на духовном. Поэтому, и икона, и распев, служат нам не для удовлетворения наших эстетических потребностей то есть не служат человеческим страстям , но являются "окнами" или, можно сказать, проводниками в мир иной, причём в двухстороннем порядке: с одной стороны, мы возносим свой ум в "горний мир", с другой, получаем свыше духовные дары. Есть, правда, между ними и некоторая разница. Икона является "образом", возводящим нас умом к "первообразу" и не связана с понятием земного времени хотя, естественно, пребывает в нашем земном измерении , поскольку, во-первых, Те, к которым мы через "образ" молитвенно обращаемся, находятся вне рамок нашего "времени", а во-вторых, отдельно взятая икона пишется только один раз, поэтому и в данном случае "время" никак не влияет на сам "образ". Поэтому оно напрямую связано, во-первых, с людьми, его создающими и исполняющими, а во-вторых, с реальным временем совершения богослужения.

Равным образом поступали с муками и последних времен остальцы благочестия из высшей аристократии — болярыня Феодосия Морозова и княгиня Урусова, шедше на мучения и в самых муках, пели святыя песни. Таковым образом они показали свою прошлую жизнь, в которой у них был первым предметом духовнаго утешения святое пение. Итак, братие и сестры во Христе, сами и чад своих научайте, и научайтесь святому пению, и неленостно посещайте храмы Божии, и не отчуждайтесь собраний церковных.

Ибо жертва молитвы есть самая богоугодная Богу. Апостол глаголет: «Благотворения же и общения не забываите, таковыми бо жертвами угожати Богу». Бог нам глаголет: «На всяком месте фимиам приносится имени моему, и жертва чиста! Разве не духовное служение Богу; и кия суть жертвы Новаго Завета, ежели не молитвы, ежели не благодарения?! Творения Феодора, епископа Кирскаго, часть 6-я, стр. Да поможет нам Господь Бог приносить жертвы Новаго Завета, этот фимиам молитвы, песнопения на олтарь Небесный, с надеждою получить вечная благая в будущей жизни». Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия. Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» отсюда крюковое пение. Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом.

Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте попевке, напеве. Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы. Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век. Источник знаменного пения — византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. Чайковский, С. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение.

Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков — «знамен». Источником для знаменной послужила поздневизантийская так называемый «Coislin» нотация; из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала — система осмогласия. Мелодика Знаменного распева основана на Обиходном звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий. В процессе развития Знаменного распева возникло несколько его типов. Столповой Знаменный распев принадлежит невматическому стилю — на один слог приходится 2-3, реже 4 тона наиболее типичное число тонов в одном знамене — невме ; встречаются и мелизматические вставки Фита. Он имеет богатейший фонд мелодий — попевок, связь и последовательность которых подчиняется определённым правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Малый знаменный распев — силлабического стиля, речитативный — предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с 11 в.

Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в 16 в. Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка чередование поступенного движения и скачков. Знаменный распев послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков письменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций. Мелодии Знаменного распева использовались в многоголосном строчном пении, партесном пении 3-х и 4-х голосные гармонизации. В 1772 Синодальной типографией были изданы нотолинейные одноголосные певческие книги с песнопениями знаменного и других распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19-20 вв. К гармонизации Знаменного распева обращались М. Глинка, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, П.

Чайковский; новые принципы обработки Знаменного распева, найденные А. Кастальским и основанные на русском народно-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П. Чеснокова, А. Никольского, А. Гречанинова, С. Рахманинова Литургия, Всенощное бдение и др. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев. Фита — мелодическая формула мелизматического стиля, применявшаяся в византийской и древнерусской музыке. В музыкальных памятниках разного времени встречаются Фиты, обозначавшиеся сокращённо «тайнозамкненные» Фиты — с помощью буквы греческого алфавита «фита».

Фиты стали выписываться полностью с помощью ряда простых знамён; такая запись использовалась и как расшифровка сокращённых обозначений, получив название «развод». Мелодическое содержание Фиты составляют, как правило, развитые напевы разной продолжительности например, 17 звуков в Фите «поводной», 67 — в «утешительной» , которые распеваются на 2-3 слога текста. Фиты используются только в начале или середине песнопений. Наиболее широкое распространение Фиты получили в стихирах особо торжественных праздников. Название Фит, их начертания, а также разводы содержатся и в древнерусских музыкально-теоретических руководствах — азбуках музыкальных и фитниках. Крюки, знамёна славянский знамя — знак; латинский neuma , знаки древнерусской безлинейной нотации. Крюковая по названию одного из её основных знаков нотация также знаменная, или столповая ведёт происхождение от ранневизантийской палеовизантийской нотации и является основной формой древнерусской музыкальной письменности. В развитии знаменной нотации выделяют 3 периода — ранний 11-14 вв. Нотация первых двух периодов пока не расшифрована.

Различают беспометные, пометные, одновременно пометные и призначные крюковые рукописи. Знаменная нотация имеет идеографический характер. Существуют 3 типа графической фиксации мелодий, соответствующие мелодическим формулам разных масштабных уровней: собственно крюковой — Крюки, обозначающие 1-3 тона иногда и более в определённой последовательности; попевочный — включает относительно краткие мелодические формулы, записанные простыми знамёнами, часто с элементами тайнописи «тайнозамкненности» ; фитный — содержит пространные мелодические построения, целиком зашифрованные. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков регентов и т. В то же время опыт практического восстановления знаменного распева показывает, что по отношению к русскому богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений. Прежде всего, знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью, называя его пением раскольников. Это неверно. Знаменное пение — это пение единой Русской Церкви, звучавшее в ней 7 веков. У его истоков стояли такие подвижники, как прп.

Феодосий Печерский, такое пение слышал прп. Сергий Радонежский. Богослужебное пение рассматривалось как продолжение монашеского молитвенного делания. Только знаменный распев обладает полнотой — дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму, характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением. Второе заблуждение: знаменный распев считают одним из стилей музыки, включенным в линию эволюционного развития музыкальных стилей. Как будто знаменный распев имеет предшественником какой-то музыкальный стиль и со временем естественно переходит в более развитые формы, например, в многоголосие. Это также неверно. В основе смены стилей в светской музыке стоит прежде всего смена содержания. Но для богослужебного пения содержание неизменно, вечно, а во времени происходит не развитие, а выявление, приближение к Истине в периоды духовных подъемов, или искажение, замутнение при спадах.

Вершинные точки, связанные с молитвенным подвигом русских православных людей, отпечатались, закрепились в знаменном распеве. Это и есть Предание — собранный опыт великих подвижников Церкви, становящийся достоянием всей Церкви, всех ее членов. Отличие богослужебного пения от музыки видно и в используемых знаменным распевом средствах. Главная функция его — ясное и сильное произнесение слова — диктует использование монодии, отсутствие метрической пульсации и периодичности в форме. Богослужебному пению свойственна ровность, беспорывность, соответствующие постоянству молитвенного подвига.

Знаменный распев является одноголосным исполнением, основан на использовании знаменной нотации.

Знаменные ноты имеют названия «знамена» и выполняются в соответствии с определенными правилами ритмики и интонации. Звучание знаменного распева отличается строгостью и сдержанностью, а также преобладанием мужских голосов. Этот жанр распространен в православных и других христианских церквях. Духовный концерт, в свою очередь, является многоголосным исполнением.

Постепенно на смену знаменному распеву пришло многоголосное партесное пение. Это — многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения. Наибольшего расцвета жанр духовного концерта достиг в творчестве композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

Народное искусство древней руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт

Ответы на вопрос Церковная музыка сопоставьте жанр и его звучание знаменный распев духовный концерт многоголосие одноголосие. Середина XVIIстолетия – расцвет, высшая точка развития русского многоголосия – строчного пения, построенного целиком на господстве мелодическом, то есть на принципах, продолжающих многовековую эпоху линеарного знаменного распева. Знаменное пение (знаменный распев, столповое пение, основное пение, православное каноническое пение) — основной вид церковного пения. Наиболее старинное пение православной церкви, основано на одногласном хоровом исполнении композиции. Постоянное многоголосие обычно представляет 4‑х голосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов.

Знаменное пение

Жанры знаменный распев и духовный концерт характеризуются многоголосным исполнением. Многоголосное исполнение означает, что мелодия или текст музыкального произведения исполняются несколькими голосами или инструментами одновременно. 6. Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов. К этим распевам относятся: кондакарное, демественное пение, путевой распев, "большой" знаменный распев и строчное пение (фиксированное многоголосие). духовный концерт - это торжественный, праздничные композиции, отличающиеся пышностью и эффектностью звучания.

Храмовое пение

Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой, ветвенный. Это тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella[7]. Русский духовный концерт. это унисонное, мелизматическое богослужебное пение, имеющее свою специфическую нотацию, называемую столповой нотацией. Символы, используемые в нотации столпа, называются крюками или знаменами. Знаменный распев строился на основе определенных попевок (т.е. характерных мелодических оборотов), из которых складывался законченный напев. Весь запас употребительных попевок распределялся по восьми гласам, составляющим систему осмогласия. На Руси всенощное бдение появилось в ХI веке. Его музыкальное оформление соответствовало общецерковным традициям: сначала это были одноголосные (знаменные, демественные, путевые) распевы; с XVI века одноголосие сменилось многоголосием. №8 Духовная музыка на Руси Впишите пропущенное слово.0:00/00:58. «Покаяния отверзи ми двери» – это пример. №9 Церковная музыка Сопоставьте жанр и его звучание. Знаменный распев. Духовный концерт. многоголосие одноголосие.

Другое : Многоголосное пение

Знаменный распев и духовный концерт Варианты ответов многоголосие одноголосие. -соблюдал несимметричный ритм и достигал ясности и прозрачности гармонизации, но использовал гармонич. минор, не свойственный знаменному распеву. Главным трудом его в области гармонизации уставных распевов является "Всенощное бдение" ор. Знаменный распев является одноголосным исполнением, основан на использовании знаменной нотации. Знаменные ноты имеют названия «знамена» и выполняются в соответствии с определенными правилами ритмики и интонации. знаменного, путевого и демественного. Варианты ответов многоголосие одноголосие Вопрос 6 Основателем русского духовного концерта является. Варианты ответов ский ский вский Вопрос 7 Соотнесите жанры с услышанными на уроке произведениями.

Знаменное пение — в чем особенность?

Кроме того, знаки могут быть важными маркерами смысла. Так, крыж крест нотами записывался бы так же, как и стрела или статья. Но он ставится только в конце произведения, как точка. А «параклит» в толковании «сошествие Святаго Духа на апостолы» записывался бы так же, как крюк или стопица, но он ставится только в начале произведения, раздела или в выделяемых местах.

Крюк — это часто встречающийся акцентный знак, а стопица — знак речитации. То есть для исполнителя это совершенно разное музыкальное наполнение. Можно отдаленно сравнить ноты с буквами, а знамена с иероглифами.

Невмы-знамена образуют особую композицию из мелодий. Невменная нотация — это особая музыкальная логика. Для того, чтобы на нее настроиться, нам нужно что-то типа погружения.

Знаменный распев еще часто называют центон-композициями. Это такое «лоскутное одеяло», которое сшито из большого количества частей. Существует определенный объем попевок, который относится к каждому гласу.

В первом гласе встречаются такие-то попевки, во втором — другие и так далее. Предположим, у меня есть задача взять стихиру такого-то гласа и ее распеть. Я беру, условно говоря, свой словарный запас, который относится к этому первому гласу, делаю из него какую-то композицию, вставляя связки, чтобы все это звучало ладно, и у меня получается, предположим, произведение первого гласа.

Для этого нужно быть специалистом очень высокого уровня, чтобы не с бумажки брать, а изнутри себя, чтобы это все складывалось в общее песнопение именно как художественное произведение. Распевщик, то есть человек, который распевает этот текст, мыслит мелодиями, а не нотами. Именно мелодиями!

Он приставляет один кусочек мелодии к другому кусочку мелодии. Люди, которые это исполняют, по идее должны мыслить также, мелодиями. Часто они выходят за границу даже одного знака, потому что попевка — это некий установившийся комплекс из двух-трех знаков.

И есть такая тема — тайнозамкненность, когда попевка не соответствует просто набору знаков, в этом есть некая тайна. Скажем, попевка «кулизма» распевается в каждом гласе по-своему. Певчий должен эту тайну просто знать, иначе он не сможет правильно исполнить песнопение.

Фрагмент книги знаменного распева Калашникова. Современное издание Когда мы знакомы только с нотами, нам стоит огромного труда сделать шаг от нот к музыке. Часто я с трудом могу заставить людей с прекрасным академическим образованием оторваться от нот и начать мыслить мелодическими кусками, где, может быть, не так важна конкретная высота каждой точки, или длительность, сколько общая линия, рисунок, который эта общая линия задает.

Ноты — это язык описания. Вот, например, тарелка. Это вещь сама по себе.

Мы можем эту вещь саму по себе каким-то образом описать, нарисовать или сфотографировать, или «разложить» в виде математических формул, или создать некоторое абстрактное представление о ней в надежде на то, что человек, который воспримет это абстрактное представление, в конце концов придет именно к этому образу. Наша цель в том, чтобы другой человек постиг этот образ! Любой способ записи, будь то нотный, или невменный, или восприятие на слух, любой способ передачи информации в конечном итоге должен вести к тому, чтобы человек пришел к заданному образу.

Можно спорить, какой путь более короткий, какой путь более простой. Я знаю людей, которые расшифровывают знаменный распев вполне математически точно. У них есть схема: это соотносится с этим, это соотносится с тем, и они вполне адекватно переводят знамена на ноты.

У них так устроены мозги, им так удобно. Так легче современному человеку! Но, на мой взгляд, люди, поющие с нот знаменный распев, очень далеко находятся от того идеала, который существует в народе.

Мне кажется, что самый простой путь, когда люди идут к идеалу через выучивание наизусть со слуха. Те интонационные тонкости, которые можно уловить при передаче от ушей к ушам, т. Эти тонкости интонирования невозможно во всей полноте понять и зафиксировать.

Их можно сфантазировать, глядя на существующую запись, если у тебя есть некоторый опыт в этом, но легче их просто запомнить наизусть. Нота — это мельчайшая единица музыки, запись высоты и длительности одного звука, то есть это такая дискретная запись, как буквы. Вспомните, как читает ребенок по буквам, когда учится читать?

Знаменная традиция пришла к нам когда-то от Византии, но приобрела совершенно иные формы и преобразовалась до неузнаваемости. Партес пришел от поляков и запада и по сути четырехголосная гармония.

В такой трактовке знак — это опыт освоения Мира и обозначение явлений и объектов вообще. Знак становится символом, если за ним закрепляются определенные понятия. Не всегда очевидно, но знание и ныне не утратило своего корневого религиозного характера, как не утратило его и слово спасибо спаси Бог. Рожденное вместе с человеком, сопровождающее его на всем пути, знание иногда интуитивно и чувственно, часто рассудительно и аналитично, по преимуществу прагматично — направлено на сохранение жизни.

Кошаев, Декоративно-прикладное искусство. Этапы развития. Ирмологии бывают двух видов: первые, которые содержат тексты и ноты; вторые, содержащие одни тексты. Состав Ирмологиев разных изданий различается. Антифонное пение применялось в древнегреческой трагедии где хор делился на 2 полухория и, возможно, в древнееврейском богослужении. По данным греческого историка V века Сократа Схоластика, в христианское богослужение введено Игнатием Антиохийским.

Другие древние авторы относят появление антифонного пения к IV—V векам от н. Использовалась в средневековой Европе начиная с эпохи Каролингского Возрождения главным образом для записи церковной монодической музыки — григорианского хорала. Невмы применялись также в Византии см. Византийская музыка , на Руси см. Знаменное пение , в Армении см. В хомовом пении используется так называемое раздельноречие хомония , когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных гласных.

Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Это понятие объединяет традиционную и популярную музыку, развивающихся в России под влиянием русской национальной и иностранной музыкальных культур. Греко-византийский исон — типологическая разновидность бурдона.

Как Г. Свиридов расшифровал значение этих слов? Составьте соответствие.

Церковная музыка Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго Светская музыка Музыка, исполняемая на концерте, либо в театре.

Оцените статью
Добавить комментарий